Решение Псковского областного суда от 18.06.2015 по делу N 3-22/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим приказа Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 03.12.2014 N 77-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию , поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на 2015 - 2017 годы">



ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2015 г. по делу № 3-22/2015

Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2015 года.

Псковский областной суд в составе:
председательствующего судьи Овчинникова А.Г.,
при секретаре Ф.,
с участием прокурора Петровой Н.М.,
заявителя С.,
представителей Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетики Д. и У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании приказа Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике № 77-т от 03 декабря 2014 года "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на 2015 - 2017 годы" недействующим в части установления тарифа на тепловую энергию по Муниципальному унитарному предприятию Невельского района "Невельские теплосети",

установил:

С. обратился суд с заявлением о признании недействующим в части нормативного правового акта.
В обоснование заявления указал, что ему на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <...>, общей площадью 44,3 кв. м.
Приказом № 77-т от 3 декабря 2014 года "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на 2015 - 2017 годы" Государственным комитетом Псковской области по тарифам (далее - Комитет) утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Псковской области в 2015 - 2017 годах.
Согласно приложения к приказу установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую Муниципальным унитарным предприятием Невельского района "Невельские теплосети" (далее - МУП Невельского района "Невельские теплосети") потребителям района: в период с 01 января 2015 года по 30 июня 2015 года - 2668.19 руб./Гкал; в период с 01 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года - 2894,99 руб./Гкал.
С. полагает, что данный приказ противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения"; Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении"; Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 г. № 20-э/2. По мнению заявителя, рассматриваемые тарифы являются экономически необоснованными, так как не учитывают конкретные затраты на производство тепловой энергии отдельным источником производства тепловой энергии (котельной № 11), от которого отапливается дом, в котором он проживает. Ссылаясь на п. 86 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", считает, что Государственный комитет Псковской области по тарифам обязан был установить тарифы на тепловую энергию дифференцированно, в зависимости от вида используемого в котельной топлива, количества обслуживаемых котельной потребителей и других экономических составляющих.
Просит суд признать Приказ № 77-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на 2015 - 2017 годы" незаконным в части установления тарифа на тепловую энергию по МУП Невельского района "Невельские теплосети" и отменить в данной части.
В судебном заседании С. поддержал доводы, изложенные в заявлении, указав дополнительно, что, по его мнению, Государственный комитет Псковской области по тарифам не наделен полномочиями по установлению тарифов. Такие полномочия принадлежат федеральным органам власти.
Представители Государственного комитета Псковской области по тарифам Д. и У., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявления. В письменных возражениях на заявление и в судебном заседании заявили, что Комитет наделен полномочиями по установлению тарифов на производство и передачу тепловой энергии в силу Положения о Комитете, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 29.03.2011 № 110. Расчет тарифов произведен в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральными органами исполнительной власти. Величина тарифов не превышает максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам (ФСТ) и Губернатором Псковской области. ФСТ нарушений законодательства в области регулирования тарифов не выявлено.
Установление в обязательном порядке дифференцированных тарифов в отношении отдельных источников производства тепловой энергии для регулируемых теплоснабжающих организаций, осуществляющих передачу тепловой энергии по собственным тепловым сетям, не предусмотрено.
В ходе предварительного судебного заседания по ходатайству представителей Комитета судом в качестве заинтересованного лица привлечено МУП Невельского района "Невельские теплосети". Представители предприятия полагают заявление С. необоснованным. В возражениях приводят доводы, аналогичные доводам Комитета.
Прокурор Петрова Н.М. в заключении по результатам рассмотрения заявления С. указала о необоснованности его доводов. Считает, что оспариваемый Приказ принят Комитетом в соответствии с его полномочиями, процедура принятия решения соблюдена, размер тарифа, установленный для МУП Невельского района "Невельские теплосети", не превышает установленных законодательством ограничений.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
Частью 1 статьи 251 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лиц нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что Государственным комитетом по тарифам Псковской области издан приказ № 77-т от 3 декабря 2014 года "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на 2015 - 2017 годы".
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закона № 190-ФЗ), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания).
Статьей 7 Закона № 190-ФЗ установлено, что государственное регулирование тарифов осуществляется на основании принципов обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, стимулирования повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения, создания условий для привлечения инвестиций.
Части 2 и 3 указанной статьи закона определяют полномочия федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен на тарифы. В соответствии с указанной нормой федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона.
Статья 8 Закона № 190-ФЗ к числу регулируемых тарифов относит тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
В силу Положения о Государственном комитете Псковской области по тарифам и энергетике, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области № 110 от 29.03.2011 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Псковской области по тарифам и энергетике", Комитет является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (продукцию, услуги), а также в области энергетики, энергоснабжения и повышения энергетической эффективности (п. 1).
Государственный комитет по вопросам своей компетенции принимает правовые акты в форме приказов (п. 1.3).
К полномочиям Государственного комитета в области регулирования цен (тарифов, нормативов) в сфере теплоснабжения относится:
- установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, в соответствии с федеральным законодательством (п. 3.1.2).
Таким образом, Комитет принял оспариваемый Приказ № 77-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на 2015 - 2017 годы" в соответствии с имеющимися у него полномочиями и в надлежащей форме. Приказ опубликован в установленном порядке в газете "Псковская правда" от 12 декабря 2014 года № 141.
Изучение содержания оспариваемого приказа также не дает оснований для признания его незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
Пунктом 13 Правил установлено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае применения в отношении регулируемой организации метода обеспечения доходности инвестиционного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года долгосрочного периода регулирования.
Из заявления руководителя МУП Невельского района "Невельские теплосети" от 28.04.2014 № 142 известно, что организация обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию на 2015 год методом индексации установленных тарифов с предоставлением собственного расчета на период до 31.12.2017 года.
Приказом Комитета от 14 мая 2014 № 17-т МУП Невельского района "Невельские теплосети" включено в перечень организаций, в отношении которых выбран метод индексации установления тарифов на тепловую энергию.
По результатам произведенной экспертизы предложений по установлению тарифов экспертной группой были рассчитаны экономически обоснованные тарифы для МУП "Невельские теплосети". На заседании коллегии Комитета 03 декабря 2014 года было принято решение об установлении для МУП "Невельские теплосети" тарифов на тепловую энергию по тарифной группе "население" на 2015 год в период: с 01 января 2015 года по 30 июня 2015 года - 2668.19 руб./Гкал; в период с 01 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года - 2894,99 руб./Гкал (с НДС).
Размер установленного тарифа на тепловую энергию соответствует нормативным предписаниям.
В соответствии с полномочиями, определенными ч. 2 статьи 7 Закона № 190-ФЗ, ФСТ России издан приказ от 11.10.2014 № 227-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год". Максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию (мощность) для Псковской области с 01.07.2015 по 31.12.2015 установлена в размере 110,4% по отношению к 2014 году.
Тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря (п. 15 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (ред. от 21.04.2015).
Установленный приказом Комитета от 03.12.2014 № 77-т тариф на период с 01.07.2015 по 31.12.2015 для населения в размере 2894,99 рубля/Гкал. (с НДС) не превышает установленного ФСТ России ограничения (2668,19 x 110,4% = 2945,68 рубля с НДС). На первое полугодие размер тарифа не изменялся по сравнению с 2014 годом.
Согласно пункта 24 Основ ценообразования, в случае если источники тепловой энергии расположены в пределах одной системы теплоснабжения и принадлежат одной регулируемой организации на праве собственности или на ином законном основании, по предложению такой регулируемой организации тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются без дифференциации по каждому источнику тепловой энергии.
Пунктом 112 Методических указаний определено, что для всех источников тепловой энергии, расположенных в пределах одной системы теплоснабжения и принадлежащих одной регулируемой организации на праве собственности или на ином законном основании, тарифы на тепловую энергию (мощность), отпускаемую от источника (источников) тепловой энергии, на основании решения органа регулирования определяются на едином уровне без дифференциации по источникам тепловой энергии по предложению регулируемой организации.
МУП Невельского района "Невельские тепловые сети" как законный владелец источников тепловой энергии и теплосетей с предложением к Комитету об установлении отдельного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую от котельной № 11 для отопления жилых домов д. Усть-Долыссы не обращалось.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона № 190-ФЗ и п. 15 Методических указаний, если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается, а все расходы по передаче тепловой энергии по тепловым сетям учитываются в тарифах на тепловую энергию.
Пункт 86 Основ ценообразования, на который ссылается заявитель в обоснование обязанности дифференцированного установления тарифов по каждому источнику теплоснабжения, применен быть не может, так как регулирует порядок расчета тарифов на тепловую энергию (мощность) без учета стоимости услуг на передачу тепловой энергии, то есть когда тепловая энергия доставляется потребителю по сетям третьих лиц.
Поскольку тепловые сети, по которым передается тепловая энергия, находятся в муниципальной собственности, переданы МУП Невельского района "Невельские теплосети" в хозяйственное ведение, соответственно тарифы включают в себя и стоимость передачи тепловой энергии. В связи с этим обстоятельством Пункт 86 Основ ценообразования для расчета тарифа на тепловую энергию для МУП Невельского района "Невельские теплосети" неприменим.
Таким образом, тарифы на тепловую энергию для МУП Невельского района "Невельские теплосети" на 2015 год установлены Государственным комитетом Псковской области по тарифам в соответствии с предоставленными полномочиями и в пределах максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, установленной для Псковской области.
Доводы заявителя об экономической необоснованности установленного тарифа не нашли своего подтверждения.
Фактически заявитель, оспаривая Приказ, предлагает свой расчет тарифа, не соглашаясь при этом с нормами законодательства, устанавливающими порядок и методику формирования тарифа в области теплоснабжения.
Поскольку судом не установлено нарушений действующего законодательства при принятии оспариваемого приказа, оснований для признания его недействующим не имеется, заявление не подлежит удовлетворению.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

С. в удовлетворении заявления о признании незаконным Приказа Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетики № 77-т от 03 декабря 2014 года "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на 2015 - 2017 годы" в части установления тарифа на тепловую энергию для Муниципального унитарного предприятия Невельского района "Невельские теплосети" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Псковский областной суд.

Судья Псковского областного суда
А.Г.ОВЧИННИКОВ


------------------------------------------------------------------