Приказ Государственного управления образования Псковской области от 10.03.2015 N 262 "Об организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"



ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 10 марта 2015 г. № 262

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В целях соблюдения общеобразовательными организациями законодательства Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на получение общедоступного и бесплатного общего образования приказываю:
1. Заместителю начальника Государственного управления образования Псковской области Николаеву С.А. организовать работу по введению с 01.09.2016 в общеобразовательных организациях, располагающихся на территории Псковской области и осуществляющих образовательную деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечив исполнение следующих мероприятий:
1.1. представить в срок до 16.03.2015 предложения по составу региональной рабочей группы по подготовке и введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
1.2. представить в срок до 30.03.2015 на утверждение План-график введения в общеобразовательных организациях, располагающихся на территории Псковской области и осуществляющих образовательную деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включающий первоочередные меры по вопросам организации инклюзивного образования и созданию специальных условий при получении общего образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
1.3. довести приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (далее - ФГОС ОВЗ) до сведения органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, директоров государственных общеобразовательных организаций Псковской области с рекомендацией к обсуждению ФГОС ОВЗ в общеобразовательных организациях и проведению мониторинга наличия специальных условий для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ;
1.4. своевременно доводить до сведения органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, директоров государственных общеобразовательных организаций Псковской области методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации, по вопросам введения ФГОС ОВЗ и особенностям организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Рекомендовать к использованию при организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях методические рекомендации по вопросам организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, прилагаемые к настоящему приказу.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник управления
А.В.СЕДУНОВ





Приложение
к приказу
Государственного управления
образования Псковской области
от 10 марта 2015 г. № 262

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (п. 16 ст. 2) относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (далее - Федеральный № 273-ФЗ).
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ), т.е. для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются адаптированные образовательные программы с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (пункты 16, 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися (ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ).
Федеральный закон № 273-ФЗ выделил некоторые особенности при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ, в частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Перевод обучающегося на адаптированную основную общеобразовательную программу оформляется распорядительным актом образовательной организации.
При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья в 1 класс на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования необходимо соблюдать Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32, при приеме детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную организацию в порядке перевода необходимо соблюдать требования Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2014 № 177.
Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе перечень специальных условий) установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона № 273-ФЗ.
Право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции закреплено в ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ.
Кроме того, вопросы получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья отражаются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, а детьми-инвалидами также в индивидуальной программе реабилитации инвалида. В соответствии с пунктом 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082, представленное родителями (законными представителями) детей заключение психолого-медико-педагогической комиссии является основанием для создания образовательными организациями рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии действительно для представления в образовательные организации в течение календарного года с даты его подписания.
Приказом Государственного управления образования Псковской области от 14.03.2014 № 253 утвержден Порядок работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии Псковской области.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида также является обязательной для исполнения образовательными организациями.
Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях (п. 33 Порядка, части 10, 11 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ).
Приказом Государственного управления образования Псковской области от 18.08.2014 № 1041 утвержден Порядок регламентации и оформления отношений между государственной образовательной организацией Псковской области или муниципальной образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях.
Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. Часть 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ говорит о том, что: "Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования". Образец свидетельства об обучении и Порядок его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, утвержден приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145.
Часть 6 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ определила, что в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования, согласно ч. 7 ст. 12 организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - приказы по утверждению ФГОС ОВЗ). Пунктом 2 приказов по утверждению ФГОС ОВЗ установлено, что стандарты применяются к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.
Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее - ФГОС общего образования).
В соответствии с изменениями, внесенными в содержание ФГОС общего образования, при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Программа коррекционной работы основной общеобразовательной программы (соответствующего уровня), реализуемой общеобразовательной организацией, дополняется адаптированной образовательной программой (соответствующего уровня), разрабатываемой с учетом рекомендаций, содержащихся в заключениях психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальных программах реабилитации инвалида (для детей-инвалидов) и в соответствии с требованиями к структуре и содержанию Программы коррекционной работы.
Адаптированная образовательная программа (соответствующего уровня) разрабатывается индивидуально на 1 обучающегося с ограниченными возможностями здоровья при организации инклюзивного образования, на отдельный класс (классы) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Специальным (коррекционным) общеобразовательным организациям при разработке и корректировке действующих адаптированных основных общеобразовательных программ допустимо руководствоваться требованиями к структуре основных общеобразовательных программ, установленными требованиями ФГОС общего образования.
При разработке общеобразовательной организацией адаптированных образовательных программ для различных групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья также необходимо учитывать приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии" (далее - приказ) в части организации и проведения коррекционных курсов (технологий), в том числе индивидуально-групповых коррекционных занятий и использования учебного плана для обучающихся с умственной отсталостью, представленного в приказе, и методические рекомендации по составлению учебных планов специальных (коррекционных) классов муниципальных образовательных учреждений Псковской области на 2013 - 2014 учебный год и методические рекомендации по составлению учебных планов государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Псковской области на 2013 - 2014 учебный год, утвержденные приказом Государственного управления образования Псковской области от 27.05.2013 № 713.
Кроме того, ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрена возможность сетевой формы реализации образовательных программ. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Также напоминаем, что в целях оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации, специалистами служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения государственных общеобразовательных организаций Псковской области проводится консультирование участников образовательных отношений в режиме on-line (далее - on-line консультирование).
Вся информация об организации on-line консультирования размещена на сайте Государственного управления образования Псковской области http://edu.pskov.ru/, раздел "Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение", подраздел "ON-LINE консультирование".


------------------------------------------------------------------