Распоряжение Губернатора Псковской области от 30.09.2015 N 56-РГ "Об утверждении Сводного доклада Псковской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области за 2014 год"



ГУБЕРНАТОР ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 сентября 2015 г. № 56-РГ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СВОДНОГО ДОКЛАДА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ О
РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
РАЙОНОВ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2014 ГОД

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов":
1. Утвердить прилагаемый Сводный доклад Псковской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области за 2014 год.
2. Заместителю Губернатора области - Руководителю Аппарата Администрации области Жаворонкову М.К. обеспечить размещение Сводного доклада Псковской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области за 2014 год на официальном сайте Псковской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Губернатор области
А.А.ТУРЧАК
Псков
30 сентября 2015 года
№ 56-РГ





Утвержден
распоряжением
Губернатора области
от 30 сентября 2015 г. № 56-РГ

СВОДНЫЙ ДОКЛАД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
РАЙОНОВ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2014 ГОД

Общая информация о муниципальных районах
и городских округах Псковской области

Рисунок не приводится.

Наименование муниципального образования (муниципального района, городского округа)
Среднегодовая численность постоянного населения в 2014 году, тыс. человек
Административный центр муниципального района
Информация о размещении доклада главы администрации муниципального района, городского округа на официальном сайте муниципального образования
Бежаницкий район
11,2
р.п. Бежаницы
bezhanicy.reg60.ru
Великолукский район
22,3
г. Великие Луки
vlukirajon.reg60.ru
Гдовский район
12,3
г. Гдов
gdov.reg60.ru
Дедовичский район
13,0
р.п. Дедовичи
dedovichi.reg60.ru
Дновский район
11,8
г. Дно
dno.reg60.ru
Красногородский район
7,1
р.п. Красногородск
krasnogorodsk.reg60.ru
Куньинский район
9,4
р.п. Кунья
kunja.reg60.ru
Локнянский район
8,6
р.п. Локня
loknja.reg60.ru
Невельский район
24,4
г. Невель
nevel.reg60.ru
Новоржевский район
8,6
г. Новоржев
novorzhev.reg60.ru
Новосокольнический район
13,5
г. Новосокольники
novosokolniki.reg60.ru
Опочецкий район
17,0
г. Опочка
opochka.reg60.ru
Островский район
29,7
г. Остров
ostrov.reg60.ru
Палкинский район
8,1
р.п. Палкино
palkino.reg60.ru
Печорский район
20,9
г. Печоры
pechory.reg60.ru
Плюсский район
8,2
р.п. Плюсса
pljussa.reg60.ru

Порховский район
18,9
г. Порхов
www.porhov.reg.60.ru
Псковский район
38,6
г. Псков
pskovrajon.reg60.ru
Пустошкинский район
8,7
г. Пустошка
pustoshka.reg60.ru
Пушкиногорский район
8,3
р.п. Пушкинские Горы
pushgory.reg60.ru
Пыталовский район
11,3
г. Пыталово
pytalovo.reg60.ru
Себежский район
19,7
г. Себеж
sebezh.reg60.ru
Струго-Красненский район
11,0
р.п. Струги Красные
strugikrasnye.reg60.ru
Усвятский район
5,1
р.п. Усвяты
usvjaty.reg60.ru

Город Великие Луки
95,6
г. Великие Луки
www.vluki.reg60.ru

Город Псков
207,6
г. Псков
pskov.reg60.ru

Нормативные правовые акты, регламентирующие работу по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в Псковской области:
постановление Администрации области от 30 мая 2013 г. № 230 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области";
указ Губернатора области от 24 марта 2011 г. № 4-УГ "О порядке проведения ежегодных социологических опросов населения в рамках оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Псковской области";
указ Губернатора области от 27 сентября 2011 г. № 16-УГ "О порядке выделения грантов городским округам и муниципальным районам Псковской области за достижение наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области".
Сводный доклад Псковской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области за 2014 год (далее - Сводный доклад) подготовлен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", который принят в целях реализации положений Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Сводный доклад составлен на основании докладов глав местных администраций городских округов, муниципальных районов Псковской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2014 год и их планируемых значениях на 3-летний период, представленных в Администрацию области и размещенных на имеющихся официальных сайтах муниципальных образований в сети Интернет и официальном сайте Псковской области.
Основной задачей мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления является системное исследование результативности управления муниципальными образованиями, принятие решений и мер по дальнейшему совершенствованию муниципального управления.
В целях обеспечения равных условий оценки муниципальные районы и городские округа оценивались отдельно.

I. Результаты мониторинга эффективности деятельности
органов местного самоуправления городских округов
и муниципальных районов

1. Экономическое развитие

В сфере экономического развития мониторинг осуществлялся по 8 показателям, характеризующим развитие дорожной и транспортной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства, прибыльность сельскохозяйственных организаций, уровень заработной платы работников крупных и средних предприятий, некоммерческих организаций, бюджетных учреждений.

1.1. Дорожное хозяйство и транспорт

Значительная часть автомобильных дорог общего пользования местного значения имеет высокую степень износа. В течение длительного периода темпы износа автомобильных дорог были выше темпов восстановления и развития. Данная ситуация сложилась, прежде всего, из-за недостаточного финансирования дорожных работ и, как следствие, несоблюдения межремонтных сроков на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
В настоящее время транспортно-эксплуатационное состояние сети автомобильных дорог общего пользования местного значения не может считаться удовлетворительным, поскольку большинство автомобильных дорог не соответствуют требованиям нормативных документов и современным экономическим потребностям области. Прочность дорожных одежд, ровность и сцепные свойства дорожных покрытий, геометрические параметры автомобильных дорог - основные характеристики, требующие приведения в соответствие с нормами.
Более 80% автомобильных дорог общего пользования местного значения в муниципальных образованиях не отвечают нормативным требованиям.
На сегодняшний день 3641 сельский населенный пункт не имеет круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования регионального значения по автомобильным дорогам общего пользования местного значения с твердым покрытием. Следовательно, неразвитость сети автомобильных дорог в сельской местности усугубляет проблемы в социальной сфере из-за несвоевременного оказания срочной и профилактической медицинской помощи, дополнительных потерь времени, связанных с перевозкой и ограничениями на поездки.
В то же время за 2014 год произошли положительные изменения в динамике показателя протяженности автомобильных дорог местного значения, не соответствующих нормативным требованиям. Снижение значения указанного показателя произошло вследствие проведения ремонтных работ на улично-дорожной сети, финансируемых за счет субсидий из областного бюджета (дорожного фонда Псковской области). Ремонтные работы проводились в 2014 году во всех муниципальных районах и городских округах области:

№ п/п
Наименование города, района
Ввод мощностей
Сумма использованной субсидии, тыс. руб.
км
кв. м
1
Город Псков
11,1
174573
358790
2
Город Великие Луки
13,8
149352
474072
3
Бежаницкий район
0,6
6850
9629
4
Великолукский район
3,3
19151
21142
5
Гдовский район
1,8
16699
15825
6
Дедовичский район
3,1
21608
8918
7
Дновский район
6,3
34721
19880
8
Красногородский район
0,6
3964
6123
9
Куньинский район
1,4
5148
6473
10
Локнянский район
2,3
14511
10830
11
Невельский район
8,6
64394
62980
12
Новоржевский район
1,6
11576
7792
13
Новосокольнический район
0,9
8296
10855
14
Опочецкий район
1,6
12878
12169
15
Островский район
1,0
15787
15132
16
Палкинский район
0,2
5310
5641
17
Печорский район
2,6
18304
24366
18
Плюсский район
0,4
9637
9441
19
Порховский район
1,5
14299
11480
20
Псковский район
10,0
52473
22023
21
Пустошкинский район
1,9
13104
10887
22
Пушкиногорский район
1,0
16283
11241
23
Пыталовский район
1,7
15092
9959
24
Себежский район
2,9
26756
26772
25
Струго-Красненский район
1,6
6886
10273
26
Усвятский район
2,3
9650
8673

ВСЕГО
83,8
747302
1191365

В целом следует отметить, что средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, недостаточно для нормативного содержания местной сети автодорог.
С 2014 года в соответствии с требованиями бюджетного законодательства в области создана система муниципальных дорожных фондов с целевыми источниками их формирования. Создание муниципальных дорожных фондов позволит обеспечить прозрачность расходов на дорожные работы и контроль за их целевым использованием.
В целях комплексного решения проблем в сфере дорожного хозяйства во всех районах и городских округах области разработаны и утверждены муниципальные программы, направленные на:
создание условий для безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта путем обеспечения сохранности автодорог и улучшения их транспортно-эксплуатационного состояния;
повышение качества транспортного обслуживания населения посредством улучшения транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети.
Пассажирские перевозки на территории области в межмуниципальном, пригородном сообщении осуществляются автобусным и железнодорожным транспортом.
Пассажирские автобусные перевозки между поселениями в границах муниципального образования осуществляются по договорам о транспортном обслуживании населения, заключаемым муниципальными районами с перевозчиком по результатам конкурса. Большинство таких договоров на пассажирские перевозки заключаются с государственными предприятиями Псковской области.
Транспортное сообщение между районными центрами осуществляется по договорам, заключаемым с перевозчиком уполномоченным органом исполнительной власти.
Сложившаяся маршрутная сеть организована с учетом потребности населения и в целом обеспечивает транспортную доступность областного и районного центров для жителей области. Однако, вне зоны обслуживания остаются отдаленные населенные пункты практически во всех муниципальных районах.

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не
имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного
сообщения с административным центром городского округа
(муниципального района), в общей численности населения
округа (района), %

Рисунок не приводится.

Жителям городских округов Псковской области доступно регулярное транспортное сообщение в пределах их территорий.
В Печорском, Псковском районах практически все население имеет транспортное сообщение с административным центром. Наибольшие трудности с транспортным обслуживанием имеют жители Пыталовского, Гдовского, Бежаницкого, Палкинского, Себежского районов, где доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром муниципального района, превышает 10% от общей численности населения.
В остальных муниципальных образованиях значение показателя остается на уровне 2013 года либо незначительно снизилось, что обусловлено, прежде всего, уменьшением численности постоянного населения.

1.2. Развитие малого и среднего предпринимательства и
улучшение инвестиционной привлекательности

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области на 1 января 2015 года на территории области действовало 8386 предприятий малого и среднего предпринимательства (с учетом микропредприятий), это 52,2% от общего числа зарегистрированных предприятий области (16050 единиц), не считая индивидуальных предпринимателей (на 1 января 2015 года их число составило 9347 человек).
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий области по состоянию на 1 января 2015 года составляла 70,986 тыс. человек, или 33,17% от среднесписочной численности работников всех предприятий области.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних
совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной
численности работников (без внешних совместителей) всех
предприятий и организаций, %

Рисунок не приводится.

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий области на 1 января 2015 года на 1,4% превышала значение данного показателя на 1 января 2014 года и на 31,7% - значение данного показателя на 1 января 2009 года.
Среди предприятий малого и среднего предпринимательства в 2014 году преобладали предприятия со следующими видами экономической деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и прочие - 56,7%, строительство - 12,6%, обрабатывающие производства - 10,1%, транспорт и связь - 7,1%, прочие виды деятельности - 13,5%.
На следующем графике представлено число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения. Показатель рассчитывается один раз в пять лет на основании данных сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Число субъектов малого и среднего предпринимательства в
расчете на 10 тыс. человек населения, ед.

Рисунок не приводится.

Распределение малых и средних предприятий по муниципальным образованиям Псковской области коррелирует с общероссийской тенденцией: максимальная концентрация предприятий малого и среднего бизнеса на 10 тыс. человек населения отмечается в городах Великие Луки, Псков, в сельской местности сектор малого и среднего предпринимательства развит слабее.
Основной мерой, реализуемой органами местного самоуправления муниципальных образований области при финансовой поддержке из средств областного бюджета и направленной на улучшение состояния малого и среднего бизнеса на территории Псковской области, стало оказание поддержки малому и среднему предпринимательству в рамках подпрограммы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства" Государственной программы Псковской области "Содействие экономическому развитию, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности на 2014 - 2020 годы" путем предоставления субсидий на развитие малого и среднего предпринимательства.
На поддержку муниципальных программ в 2014 году выделено 23 млн. рублей из областного и федерального бюджетов. Несмотря на то, что средства были выделены лишь в конце года, большинство муниципальных образований успели реализовать мероприятия своих программ - провести выставочно-ярмарочные мероприятия на общую сумму 4,7 млн. руб., предоставить субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением оборудования для модернизации на общую сумму 15,3 млн. руб., предоставить гранты начинающим субъектам предпринимательства в общей сумме 2,8 млн. руб.
Также органами местного самоуправления оказываются информационно-консультационные услуги: обучающие семинары, вебинары, "круглые столы", выставки, ярмарки, конкурсы для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В то же время органам местного самоуправления целесообразно более качественно разрабатывать муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства, проявлять большую инициативу по участию в мероприятиях государственных программ Псковской области, увеличивать объемы финансирования реализации муниципальных программ.
Показатель "Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района)" отражает усилия органов местного самоуправления по развитию собственной доходной базы за счет оформления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, а также предоставления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками государственным и муниципальным учреждениям. Рост значения показателя свидетельствует об эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Доля площади земельных участков, являющихся объектами
налогообложения земельным налогом, в общей площади
территории городского округа (муниципального района), %

Рисунок не приводится.

Высоких результатов по данной позиции и, следовательно, увеличения поступлений в бюджет средств земельного налога достигли: Опочецкий район (80%, на уровне 2013 г.), Великолукский район (70% по сравнению с 60% в 2013 г.) и город Великие Луки (69,9% по сравнению с 69,2% в 2013 г.). Показатели от 30 до 65% имеют Новоржевский, Усвятский, Пыталовский, Палкинский, Островский, Пушкиногорский муниципальные районы.
Из них большая динамика роста показателя у Великолукского района (2012 г. - 34,5%, в 2013 г. - 60%). Менее 20% земельных участков являются объектами налогообложения в Гдовском, Дновском, Невельском, Плюсском, Струго-Красненском, Себежском муниципальных районах.
В 2014 году в целом по области отмечалось некоторое снижение показателя "Инвестиции в основной капитал", объем инвестиций в основной капитал в 2014 году составил 29,5 млрд. рублей, или 96,0% от уровня 2013 года. В среднем по Северо-Западному федеральному округу данный показатель был на уровне 92,4%.
Несмотря на то, что по итогам 2014 года наблюдается снижение инвестиций в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и индекс физического объема составил 96,0%, по сравнению с 2013 годом, удалось сократить темпы снижения инвестиционной активности.
В 2014 году наилучшего значения по показателю "Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя" достигли Усвятский, Невельский, Дновский, Великолукский и Себежский районы, а также город Псков, самые низкие значения данного показателя наблюдались в Струго-Красненском и Локнянском районах.

Показатели инвестиционной деятельности муниципальных
образований области по итогам 2014 года

Наименование муниципального образования
Объем инвестиций, тыс. рублей
Объем инвестиций на душу населения, тыс. рублей
Локнянский район
23972
0,22
Струго-Красненский район
129832
0,34
Куньинский район
26964
0,46
Опочецкий район
49894
0,56
Красногородский район
13211
0,68
Новоржевский район
27842
1,1
Печорский район
31187
1,31
Пыталовский район
81997
1,61
Пустошкинский район
43353
1,95
Гдовский район
37855
2,85
Пушкиногорский район
53180
3,15
Палкинский район
38376
4,05
Новосокольнический район
84251
4,69
Порховский район
159954
5,59
Бежаницкий район
94757
5,84
Дедовичский район
110498
6,04
Псковский район
384200
6,19
Островский район
223218
6,27
Плюсский район
129605
11,92
Город Великие Луки
1676336
15,5
Себежский район
29717
17,19
Великолукский район
436533
18,12
Город Псков
6786992
18,4
Дновский район
1286334
106,26
Невельский район
3978668
161,01
Усвятский район
3640627
710,04

Высокие значения по показателю "Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя" представили Усвятский, Невельский, Дновский районы.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя в Усвятском районе увеличился по сравнению с предыдущим годом в 500 раз и составил 710043,6 руб. В инвестиционном плане более стабильно развивается торговля, лесозаготовки и лесопереработка. Основным инвестором на территории района является ООО "Великолукский свиноводческий комплекс", который реализует инвестиционный проект по строительству свиноводческого комплекса на 240 тыс. голов свиней и племенного репродуктора, с общим объемом инвестиций 50460 млн. руб.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя в Невельском районе в 2014 незначительно сократился и составил 161,01 тыс. руб. (в 2013 году - 183,4 тыс. рублей). В настоящее время в районе продолжается реализация крупных инвестиционных проектов, среди которых - инвестпроект ООО "Великолукский свиноводческий комплекс" "Создание свиноводческого комплекса на 2 миллиона голов с объектами кормопроизводства и мясохладобойни Псковской области".
По итогам 2014 года в Дновском районе сохранилась позитивная динамика инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя, этот показатель составил 106,26 тыс. руб. (в 2013 году - 104,15 тыс. руб.).
На территории области в ряде районов произошло снижение притока инвестиций, что связано с отсутствием в 2014 году крупных капиталоемких инвестиционных проектов, сопоставимых по объему с завершенными в 2013 году.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя в Островском районе в 2014 году составил 6,27 тыс. руб., в 2013 году данный показатель был равен 17,74 тыс. руб. Падение данного показателя частично можно объяснить завершением реализации инвестиционного проекта ООО "Идаванг" по созданию свиноводческого хозяйства по производству 100 тыс. товарных свиней в год.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя в Локнянском районе составил 224 руб., что ниже уровня прошлого года.
Если анализировать данный показатель по годам, то можно сказать, что от года к году рейтинг муниципальных образований области претерпевает значительные изменения. Так, по итогам 2011 года лидерами по привлечению инвестиций на душу населения были города Псков и Великие Луки, в 2012 году самые высокие показатели и динамику роста представили Дновский и Островский районы, в 2013 году - Невельский район, в отчетном периоде лидером является Усвятский район. Инвестиционный климат на уровне муниципальных образований области во многом определяется наличием площадок с развитой инженерной инфраструктурой, которые являются для инвесторов одним из самых важных факторов при принятии решения о реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств на конкретной территории.
Анализ предложений инвесторам по инвестиционным площадкам муниципальных образований Псковской области показывает, что большая часть муниципальных районов и городских округов имеют частично инженерно подготовленные инвестиционные площадки с определенной отраслевой специализацией.
Проблемами инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях области являются:
высокая дифференциация уровня инвестиционной активности между муниципальными образованиями области;
слабое влияние двух главных центров инвестирования городов Псков и Великие Луки на инвестиционную деятельность окружающих их районов, которое, в основном, ограничивается одноименными районами;
слабое влияние инфраструктурного потенциала муниципальных районов на уровень инвестиционной активности;
низкий уровень использования конкурентных преимуществ муниципальных районов (выгодное географическое положение, природно-ресурсный потенциал) на социально-экономическое развитие территорий;
слабая информированность потенциальных инвесторов об имеющихся в области ресурсах, которые могут быть введены в экономический оборот.
С целью развития инвестиционного потенциала муниципальных образований осуществляется реализация комплекса мер по стимулированию органов местного самоуправления муниципальных образований области к привлечению инвестиций и наращиванию налогового потенциала, который предусматривает следующие мероприятия:
предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета на разработку генеральных планов и правил землепользования и застройки сельских и городских поселений, подготовку документации по планировке территорий муниципальных образований области в рамках реализации документов территориального планирования муниципальных образований области и внедрение автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
оказание консультационной помощи в актуализации инвестиционных паспортов муниципальных образований области;
оказание консультационной помощи в актуализации реестра инвестиционных проектов, реализуемых (планируемых к реализации) на территории муниципальных образований области;
подготовка ежегодного плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Псковской области на основании предложений муниципальных образований области;
осуществление взаимодействия государственного автономного учреждения Псковской области "Агентство инвестиционного развития Псковской области", органов исполнительной власти области с органами местного самоуправления муниципальных образований области в ходе сопровождения инвестиционных проектов;
поиск и подготовка инвестиционных площадок на территории муниципальных образований области.

1.3. Сельское хозяйство

Аграрный сектор является важнейшей сферой экономики Псковской области. Основу сельского хозяйства области составляет молочно-мясное животноводство. В общем объеме производства сельскохозяйственной продукции области животноводство занимает 68,5%.
В структуре сельскохозяйственного производства на долю сельскохозяйственных организаций приходится 67,2%, хозяйств населения - 29,9%, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - 2,9%.
В соответствии с типовой формой доклада данные по сельскому хозяйству представляют только муниципальные районы.

Доля прибыльных сельскохозяйственных
организаций в общем их числе, %

Рисунок не приводится.

Объем продукции сельского хозяйства в 2014 году составил 18,7 млрд. руб., по сравнению с 2013 годом увеличился на 38,5%. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2014 год составил 120,5% по отношению к 2013 году.
В 2014 году сельскохозяйственной деятельностью занимались 209 организаций, из которых 100 хозяйств получили прибыль в размере 2389,4 млн. руб., 109 хозяйств получили убыток в размере 551,1 млн. руб.
В целом прибыль от деятельности с учетом полученных субсидий составила 1838,3 млн. руб.
Площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 2245,5 тыс. га, из них сельскохозяйственных угодий - 1248 тыс. га, в том числе пашни - 650,6 тыс. га. Посевная площадь составила 244,7 тыс. га.
Доля продукции животноводства в общем объеме сельскохозяйственной продукции сельхозпредприятий составляет 83%; индекс физического объема производства продукции - 139,3%.
Заметно увеличилось производство мяса за 2014 год и составило 98,4 тыс. тонн или 156,6% к уровню 2013 года.
Объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2014 году составил 8177,6 млн. руб., это 131,7% к 2013 году.
В 2014 году была продолжена реализация крупных инвестиционных проектов.
Деятельность фермерских хозяйств на селе является необходимым условием развития и сельских территорий, и организации сельскохозяйственного производства.
Личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства производят 26% молока, 3,8% мяса, 94% картофеля, 86% овощей.
С 2013 года на территории Псковской области реализуется Государственная программа "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013 - 2020 годы". В рамках указанной программы муниципальными районами получены субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства в 2014 году. Также муниципальные районы области являются участниками подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" указанной программы. Мероприятия данной подпрограммы направлены на повышение уровня и качества жизни на селе, развитие инфраструктуры в сельской местности, создание надежного механизма привлечения и закрепления на селе высококвалифицированных кадров, развитие в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.

1.4. Доходы населения

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата различных категорий работников представлена в таблице.
По всем муниципальным районам и городским округам ежегодно отмечается положительная динамика по представленным в таблице показателям по сравнению с предшествующими годами.

Показатели среднемесячной номинальной
начисленной заработной платы

(рублей)
Муниципальное образование
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников:
крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций
муниципальных дошкольных образовательных учреждений
муниципальных общеобразовательных учреждений
учителей муниципальных общеобразовательных учреждений
муниципальных учреждений культуры и искусства
муниципальных учреждений физической культуры и спорта
Бежаницкий район
18846,1
13961
16955,3
20495
14754,4
12793
Великолукский район
22950,1
12860,7
19784,4
23030
18345,4
-
Гдовский район
18177,1
11436,4
17491,5
18921
14970,7
11079,8
Дедовичский район
20494,3
12485,7
15640,5
20367
11211,3
14162,2
Дновский район
24536,3
13009,3
18188,2
20833,0
14937,4
8546
Красногородский район
15958,1
11228,3
14463,4
18279
12311,3
7037,5
Куньинский район
17411,8
11520,6
15117,6
17059,16
11234,7
8286,1
Локнянский район
15622,2
12938,1
16221,9
19915,0
11950,7
12583,3
Невельский район
17352,4
12622,5
18515,3
22343,6
14022,1
-
Новоржевский район
15876
11788,4
16201,7
20357
13616,3
6758,3
Новосокольнический район
18467
14830,4
16560,8
21713
12296,6
17423,8
Опочецкий район
18517,7
11588,6
15269,2
18040
15998
12850
Островский район
18995,8
11186,7
14525,2
21766,2
14520,1
10747,4
Палкинский район
17104,9
13389,3
17503,7
20943
14462,8
14812,5
Печорский район
18521,60
12735,80
17864,20
22530,80
12956,20
16370,40
Плюсский район
20513,3
11926,1
15572,4
18743,8
14904,6
15108,3
Порховский район
18905,3
12102,4
16055,3
20112,5
13595,3
11978,8
Псковский район
19528,6
16005,5
19421,8
22300
14579,7
14410,2
Пустошкинский район
17543,5
16270,6
15777,6
19838
11318,7
13257,7
Пушкиногорский район
19396,2
14267,3
16316,7
21288
14209,2
10911,7
Пыталовский район
21140,9
12420,2
16336,4
19141,7
12947,7
16810,8
Себежский район
22711,4
12718,1
19292,8
22695
15932,6
7659,3
Струго-Красненский район
19041,9
12075,8
15764,9
19325
14746,1
9166,7
Усвятский район
10346,7
14352
16867
17700
10514,4
9062,5
Город Псков
27227
17777
21488
22324
14127,6
14798,86
Город Великие Луки
21652,4
14057,1
19238,4
23199
13616,7
15116,7

2. Образование

По направлению "образование" оценке подлежат значения показателей, характеризующих состояние дошкольного, общего и дополнительного образования.

2.1. Дошкольное образование

В 2014 году в Псковской области функционировало 312 образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования, в том числе:
184 - муниципальные и государственные дошкольные организации (179 - муниципальные, 1 - государственная, 4 - негосударственные);
128 - общеобразовательные организации, имеющие дошкольные группы полного дня и кратковременного пребывания.
В муниципальных образованиях Псковской области планомерно и целенаправленно проводится работа по обеспечению доступности дошкольного образования.
По данным Росстата численность детей дошкольного возраста в 2014 г. составила 48306 человек (для сравнения: в 2011 г. - 45138, в 2012 г. - 45979, в 2013 г. - 47176).
Численность детей, охваченных всеми формами дошкольного образования, на 01.01.2015 составила 33557 человек (2011 г. - 24804, 2012 г. - 25343, 2013 г. - 26125).
Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет в разрезе муниципальных образований представлена на графике.

Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную
образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в
муниципальных образовательных учреждениях, в общей
численности детей в возрасте 1 - 6 лет, %

Рисунок не приводится.

На конец 2014 года в 5 муниципальных образованиях области из 26 очередь для детей от 1 до 6 лет отсутствовала. В 8 районах области вопрос обеспеченности местами в дошкольных образовательных организациях детей в возрасте от 1,5 лет решен в полном объеме. Наилучшая ситуация по обеспеченности нуждающихся детей местами в дошкольных образовательных организациях складывается в Плюсском, Пустошкинском, Великолукском, Палкинском и Локнянском районах. Немного сложнее вопрос с очередностью стоит в городе Пскове, городе Великие Луки в силу большего количества детей.
Проблема дефицита мест в дошкольных образовательных организациях решалась за счет использования внутренних резервов системы образования: возврат типовых зданий бывших детских садов, оставшихся в системе образования, открытие дополнительных групп в действующих детских садах, открытие дошкольных групп при общеобразовательных школах, использование вариативных форм дошкольного образования, а также строительство новых детских садов.

2.2. Общее образование

Сеть общеобразовательных организаций Псковской области представлена различными типами и видами образовательных организаций в соответствии с реализуемыми в них образовательными программами.
По состоянию на 01.09.2014 количество организаций общего образования (без вечерних (сменных) образовательных организаций) составило 229 и 37 филиалов, в том числе:
муниципальных - 206;
государственных - 21;
негосударственных - 2.
В сельской местности расположено 126 организаций, что составляет 55% от общего числа организаций общего образования, из них 78 общеобразовательных организаций являются малокомплектными (34%), при этом только 5,95% школьников обучаются в малокомплектных школах.
Численность обучающихся в 2014 - 2015 учебном году составила 60599 человек (в 2012 - 2013 учебном году численность обучающихся составляла 59526 человек).
Имеющиеся образовательные организации позволяют различными формами обучения - очной, вечерней и заочной, обучением на дому, экстернатом, дистанционной реализовать разноуровневые, разноплановые образовательные программы и максимально удовлетворить образовательные запросы населения.
В 15 муниципальных районах доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам, составила 100%.

Доля выпускников муниципальных общеобразовательных
учреждений, сдавших единый государственный экзамен по
русскому языку и математике, в общей численности выпускников
муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших
единый государственный экзамен, %

Рисунок не приводится.

В 7 муниципальных районах и в городе Великие Луки доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений составляет 100%.
Только в 9 муниципальных районах сеть образовательных организаций находится в удовлетворительном состоянии и не требует капитальных вложений.
В рамках Комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования решается задача "Создание в общеобразовательных организациях условий, соответствующих требованиям федеральных государственных стандартов общего образования, санитарных правил и норм, в т.ч. путем поддержки малокомплектных школ в сельской местности", проведен капитальный ремонт 58 школ и текущий ремонт 114 школ, приобретено оборудование (учебное, учебно-производственное, компьютерное, спортивное и учебники, оборудование для школьных столовых и медицинских кабинетов).
В соответствии с планом действий по модернизации общего образования Псковской области на 2011 - 2015 годы на территории области реализуются все основные направления национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (далее - Инициатива).
На реализацию Инициативы в 2014 году было выделено 4030,877 млн. рублей, в том числе 911,307 млн. рублей - средства муниципальных бюджетов.
В рамках Инициативы последовательно и планомерно осуществляется переход на новые образовательные стандарты. К числу важнейших проблем относятся:
неполное соответствие условий для внеурочной деятельности (площадки для наблюдений и исследований, для моделирования и конструирования, театральные площадки, естественно-научная лаборатория и др.) требованиям образовательных стандартов;
отставание имеющихся в общеобразовательных организациях, особенно в малокомплектных сельских школах, материально-технических условий от требований новых образовательных стандартов и СанПиН. Данная проблема должна решаться за счет увеличения норматива подушевого финансирования, включая норматив финансирования малокомплектных школ, а также за счет повышения эффективности расходования денежных средств.
В рамках Инициативы совершенствуется инфраструктура образовательной сети: реализуется региональный проект развития сети 100 базовых общеобразовательных организаций и малокомплектных сельских школ, обеспечен подвоз для 8,2 тыс. учащихся, все школы имеют доступ к сети Интернет, высоко оснащены компьютерной техникой, создаются современные комфортные условия для внеурочной деятельности (оборудуются библиотеки, актовые залы, спортзалы и спортплощадки).
В числе наиболее актуальных проблем совершенствования инфраструктуры образовательной сети остается создание в общеобразовательных организациях материально-технических условий, соответствующих требованиям образовательных стандартов, санитарных правил и норм и предоставление современных условий обучения в комплексе всех основных видов (особенно это касается спортивных залов и площадок, систем водоснабжения, канализации и туалетов). Свыше 12% школ требуют капитального ремонта.
Нерешенными остаются отдельные вопросы по созданию условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду.
Для решения вопроса организации безопасного подвоза обучающихся в базовые школы требуется обновление автобусного парка.
Только 58,9% общеобразовательных организаций имеют учебно-производственные мастерские, что не позволяет в полной мере реализовать учебные программы по трудовому обучению.
С целью сохранения и укрепления здоровья школьников реализуются программы по противодействию злоупотреблению наркотиками, детскому отдыху, развитию физической культуры и спорта, демографической политике в Псковской области и другие.

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей
численности обучающихся в муниципальных
общеобразовательных учреждениях, %

Рисунок не приводится.

Эффектами реализации данного направления Инициативы в 2014 году являлось:
развитие межведомственного взаимодействия между медицинскими и образовательными организациями в вопросах охраны здоровья детей;
усиление участия общественных организаций в мероприятиях, направленных на формирование и сохранение здоровья детей;
комплексное научно-методическое сопровождение педагогических кадров, медицинских работников, работников школьных столовых, родителей и обучающихся в вопросах здоровьесбережения детей;
высокая доля обучающихся, относящихся к первой и второй группе здоровья (82,5%), охваченных горячим питанием (96%).
К проблемам реализации направления относятся:
отсутствие стандартов общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
устаревшая материально-техническая база детских оздоровительных лагерей, недостаточное материально-техническое оснащение в организациях дополнительного образования;
недостаток медицинских кадров (учителей-дефектологов) в образовательных организациях.
Введение новых требований Минздрава России к оснащенности медицинских кабинетов усложняет процесс их лицензирования и требует дополнительных финансовых средств для дооснащения.
Наблюдается уменьшение доли оздоровленных детей в детских оздоровительных лагерях и санаториях, от общего количества детей школьного возраста, с 60,8% в 2012 году до 59,4% в 2014 году, что связано с уменьшением финансирования из средств федерального бюджета на 1,783 млн. рублей и увеличением затрат из областного бюджета на оплату путевок для детей в загородные лагеря.

2.3. Дополнительное образование

Сеть образовательных организаций дополнительного образования детей в 2014 - 2015 учебном году представлена 55 организациями, в 2680 объединениях и научных обществах занимается 41426 детей и подростков. В кружках и секциях на базе общеобразовательных организаций занимается 24254 обучающихся.

Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по
дополнительному образованию в организациях различной
организационно-правовой формы и формы собственности, в общей
численности детей данной возрастной группы, %

Рисунок не приводится.

Значения показателя "Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы" сохраняются в большинстве муниципальных районов и городских округов на уровне 2012 года. Рост значений отмечается в Пустошкинском, Себежском, Бежаницком районах, снижение показателя в Дедовичском, Красногородском районах.
В системе дополнительного образования реализуются образовательные программы следующих направленностей: учебно-исследовательская, художественно-эстетическая, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, спортивно-техническая, эколого-биологическая, гражданско-патриотическая, культурологическая, социально-педагогическая. В ходе реализации Инициативы создается единая региональная система выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях деятельности: реализуются 5 региональных проектов, действуют областные школы юных олимпиадников и юных исследователей, ежегодно проводятся летние экспедиции и конкурс "Юные дарования", охвачены дополнительным образованием около 84% обучающихся, разработана система материальной поддержки талантливой молодежи.
Несмотря на положительную динамику низкими являются показатели по созданию для учащихся современных условий для занятий творчеством: 16,2% обучающихся имеют возможность пользоваться современно оборудованными помещениями студий; 54,1,0% - современно оборудованными помещениями актовых залов.
Решение задачи совершенствования материально-технического обеспечения системы дополнительного образования сдерживается недостатком финансовых средств.
К числу важнейших проблем по работе с талантливой молодежью относятся:
недостаточное использование в работе с одаренными детьми информационных и телекоммуникационных технологий, современных дистанционных форм обучения, телеконференций, online-лекций, интерактивных тренажеров, творческих интернет-форумов;
недостаточная материальная база образовательных организаций дополнительного образования детей;
недостаточное использование ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей;
недостаточно высокая результативность участия в региональном и заключительном этапах всероссийских предметных олимпиад.

3. Культура

Приоритеты развития культуры в области в 2014 году были ориентированы на повышение социальной роли культуры. Год культуры дал хороший импульс к перспективному развитию, новые возможности. Комплексы мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления совместно с органами исполнительной власти области, способствовали решению проблем развития сельской культуры, в библиотечном, музейном деле, в деле сохранения культурного наследия, традиционной народной культуры, формирования единого культурного пространства области, поддержки профессионального искусства, создания условий для развития творческого потенциала населения области, обеспечения доступности художественных ценностей для граждан, модернизации и материально-технического оснащения учреждений культуры и искусства.
Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности муниципальных районов и городских округов в 2014 году составил:
парками культуры и отдыха - 100%;
библиотеками - 78%;
посадочными местами в культурно-досуговых учреждениях - 105%;
музеями - 56,5%;
театрами - 60%.
В Псковской области на 01.01.2015 насчитывалось 330 муниципальных библиотек, из них 272 находятся в сельской местности.
Оснащены компьютерами 158 библиотек области, из них 142 - подключены к сети Интернет.
На базе культурно-досуговых учреждений области работает 2176 клубных формирований, в том числе на селе - 1542, в которых участвует 27300 человек, в т.ч. на селе - 16202 человека.
В 2014 году в области проведена большая работа по основным приоритетным направлениям развития отрасли. Муниципальными районами подготовлены предложения по модернизации сети муниципальных учреждений культуры области на 2014 год (ремонтные работы, приобретение оборудования). Предложенный комплекс мер по модернизации материально-технической базы муниципальных учреждений культуры позволил качественно улучшить оказание услуг сферы культуры в муниципальных образованиях, в том числе на селе. Реализация названного мероприятия позволила провести ремонтные работы на 24 муниципальных объектах культуры, начать строительство 1 объекта (пос. Бежаницы), в 15 учреждениях осуществить модернизацию оборудования. Расходы на реализацию мероприятия составили 59,6 млн. руб.
Важнейшим направлением в сфере охраны объектов культурного наследия является организация мер по обеспечению их сохранности.
На территории Псковской области находится 4246 объектов культурного наследия: из них федерального значения - 2567, регионального значения - 1679. Объектов культурного наследия местного (муниципального) значения на территории Псковской области в настоящее время нет.
В собственности муниципальных образований находится 6 объектов культурного наследия федерального значения, 716 объектов культурного наследия регионального значения, из них:
здания и сооружения (памятники архитектуры, в т.ч. ансамбли) - 123 объекта;
иные объекты (памятные места и воинские захоронения) - 599.

Данные о состоянии объектов культурного наследия,
находящихся в муниципальной собственности

Наименование муниципальных образований
Сведения о муниципальной собственности на объекты культурного наследия по данным администраций муниципальных образований
Бежаницкий район
Всего - 43
Осматривалось - 30
Хорошее - 1
Удовлетворительное - 6
Неудовлетворительное - 8
Руинированное - 8
Аварийное - 5
Утрачен - 2
Великолукский район
Всего - 42
Не осматривались
Гдовский район
Всего - 53
Осматривалось - 31
Хорошее - 4
Удовлетворительное - 23
Неудовлетворительное - 2
Руинированное - 2
Дедовичский район
Всего - 22
Не осматривались
Дновский район
Всего - 15
Не осматривались
Красногородский район
Всего - 16
Осматривалось - 12
Хорошее - 9
Удовлетворительное - 1
Неудовлетворительное - 1
Аварийное - 1
Куньинский район
Всего - 17
Осматривалось - 9
Хорошее - 9
Локнянский район
Отсутствуют
Невельский район
Всего - 89
Не осматривались
Новоржевский район
Всего - 4
Осматривались - 4
Неудовлетворительное - 3
Аварийное - 1
Новосокольнический район
Всего - 24
Не осматривались
Опочецкий район
Отсутствуют
Островский район
Всего - 15
Осматривались - 10
Удовлетворительное - 7
Неудовлетворительное - 1
Руинирован - 1
Утрачен - 1
Палкинский район
Всего - 44
Осматривались - 2
Удовлетворительное - 2
Печорский район
Всего - 29
Осматривались - 4
Удовлетворительное - 4
Плюсский район
Отсутствуют
Порховский район
Всего - 14
Осматривались - 5
Удовлетворительное - 2
Неудовлетворительное - 1
Аварийное - 1
Руинированное - 1
Псковский район
Отсутствуют
Пустошкинский район
Всего - 18
Не осматривались
Пушкиногорский район
Всего - 13
Осматривалось - 13
Хорошее - 8
Удовлетворительное - 2
Неудовлетворительное - 2
Аварийное - 1
Пыталовский район
Всего - 33
Осматривалось - 23
Удовлетворительное - 6
Неудовлетворительное - 10
Аварийное - 2
Руинированное - 5
Себежский район
Отсутствуют
Струго-Красненский район
Всего - 21
Не осматривались
Усвятский район
Всего - 1
Осматривалось - 1
Неудовлетворительное - 1
Город Псков
Всего - 58
Осматривались - 33
Хорошее - 1
Удовлетворительное - 13
Неудовлетворительное - 11
Аварийное - 8
Город Великие Луки
Всего - 30
Осматривались - 12
Хорошее - 2
Удовлетворительное - 8
Неудовлетворительное - 1
Аварийное - 1

Таким образом, из 189 осмотренных объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, 152 объекта культурного наследия нуждаются в реставрации и консервации.
В целях сохранения объектов культурного наследия органами местного самоуправления могут разрабатываться муниципальные программы по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности.
Такие программы разработаны и утверждены в городе Великие Луки.
Нормативные правовые акты, устанавливающие положения о сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, разработаны и утверждены в 4 муниципальных образованиях - город Псков, город Великие Луки, Пушкиногорский район, город Пустошка.
Вопросам сохранения объектов культурного наследия на уровне муниципальных образований области практически не уделяется внимания. Причинами негативной динамики развития является отсутствие в муниципальных образованиях области комплексного подхода к сохранению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности.
Удовлетворительное и хорошее состояние объектов культурного наследия - воинских и братских захоронений - поддерживается благодаря наличию подпрограммы "Комплексные меры по содержанию и благоустройству воинских захоронений" Государственной программы Псковской области "Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области на 2014 - 2020 годы".
Воинские и братские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия, в трехлетний период будут практически приведены в хорошее состояние.
Меры, которые позволят улучшить состояние объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности:
1. создание правовых основ системы сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, а также деятельности в данной области органов местного самоуправления;
2. разработка и утверждение муниципальных программ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности;
3. разработка муниципальных нормативных правовых актов, стимулирующих другие источники финансирования, в частности, поощряющие арендаторов памятников, находящихся в муниципальной собственности, вложивших свои средства в их восстановление и реставрацию.

4. Физическая культура и спорт

Формирование здорового образа жизни - одно из направлений в сфере физической культуры и спорта, напрямую связанных с созданием условий, обеспечивающих возможность для населения области вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к спортивной инфраструктуре, а также повышать уровень подготовленности псковских спортсменов.
Одним из главных направлений деятельности является развитие физкультурно-массового движения.
Численность жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в 2014 году составила 120630 человек или 20,0% от общей численности населения, в 2013 году - 117651 человек или 17,4%. Таким образом, за 2014 год доля систематически занимающихся физической культурой и спортом выросла на 2,6%.

Доля населения, систематически занимающегося
физической культурой и спортом, %

Рисунок не приводится.

В целом значение показателя в большинстве муниципальных образований сохраняется на уровне прошлого года с наличием положительной динамики. Наиболее активно привлечены к спорту жители Дедовичского, Локнянского, Новоржевского районов и города Пскова. Увеличение числа занимающихся физической культурой и спортом стало возможным благодаря укреплению материальной базы, ремонту и открытию новых спортивных объектов. Так, в результате участия муниципальных районов в Государственной программе Псковской области "Развитие физической культуры и спорта на 2014 - 2020 годы" в 2014 году построены 2 спортивные площадки в г. Гдове и в дер. Тямша Псковского района, стадион в г. Новосокольники с искусственным покрытием, осуществлена реконструкция стадиона в г. Опочке.

5. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

В IV квартале 2014 года по сравнению с предыдущим кварталом индексы цен на первичном рынке жилья выросли на 1,8%, на вторичном рынке жилья - на 1,9%.
На рынке жилья рост цен отмечен на все типы квартир. При этом на первичном рынке жилья цены выросли от 1,6% на квартиры среднего качества (типовые) до 2,3% на квартиры улучшенного качества, на вторичном рынке жилья - от 1% на квартиры улучшенного качества до 2,6% на квартиры среднего качества (типовые).
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", за 2014 год составил 12637,0 млн. рублей или 100,4% к уровню соответствующего периода 2013 года.
В январе - декабре 2014 года в области построен 1561 дом общей площадью 293,6 тыс. кв. метров, в том числе индивидуальными застройщиками - 1534 дома общей площадью 167,5 тыс. кв. метров.
При этом в сельской местности построено 940 домов общей площадью 144,4 тыс. кв. метров.
Ввод в действие жилых домов за январь - декабрь 2014 года по городам и районам области представлен следующими данными:

Муниципальное образование
Введено, кв. м общей площади
В % к соответствующему периоду прошлого года
Всего
293648
159,0
Город Псков
93870
118,1
Город Великие Луки
29078
200,0
Бежаницкий район
2652
191,1
Великолукский район
9584
260,0
Гдовский район
10456
111,5
Дедовичский район
736
69,1
Дновский район
1971
200,0
Красногородский район
525
240,0
Куньинский район
1567
111,1
Локнянский район
938
220,0
Невельский район
4989
210,0
Новоржевский район
1295
310,0
Новосокольнический район
1374
153,2
Опочецкий район
2302
114,6
Островский район
2170
95,3
Палкинский район
1042
163,6
Печорский район
7238
182,3
Плюсский район
5153
240,0
Порховский район
2317
168,4
Псковский район
94823
200,0
Пустошкинский район
4172
810,0
Пушкиногорский район
1257
100,2
Пыталовский район
4542
310,0
Себежский район
4873
210,0
Струго-Красненский район
4577
129,8
Усвятский район
147
23,6

В 21 районе области и городах Псков и Великие Луки объемы построенного жилья превысили уровень соответствующего периода предыдущего года.
Среди них наиболее высокие темпы жилищного строительства достигнуты в Пустошкинском (в 8,1 раза выше уровня соответствующего периода 2013 года), Пыталовском и Новоржевском (в 3,1 раза), Великолукском (в 2,6 раза), Красногородском и Плюсском (в 2,4 раза), Локнянском (в 2,2 раза), Себежском и Невельском (в 2,1 раза), Псковском и Дновском районах и городе Великие Луки (в 2 раза).
В городе Пскове в январе - декабре 2014 года построены жилые дома общей площадью 93,9 тыс. кв. метров (в январе - декабре 2013 года - 79,5 тыс. кв. метров).

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в
среднем на одного жителя, - всего, кв. м

Рисунок не приводится.

С 2011 года идет стабильная тенденция по увеличению годового объема ввода жилья экономического класса. В 2014 г. введено 43,84 тыс. кв. м жилья экономического класса, что составляет 125% от планируемого ввода.
По обеспеченности населения жильем лидируют Струго-Красненский, Опочецкий, Дновский, Себежский муниципальные районы, на одного жителя приходится свыше 36 кв. метров жилья.
Общая площадь жилых помещений, введенных в действие за один год в среднем на одного жителя в 2014 году составила 0,35 кв. м. Данные в разрезе муниципальных образований представлены ниже.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на
одного жителя, введенная в действие за один год, кв. м

Рисунок не приводится.

Во всех муниципальных районах области в 2014 году осуществлялось предоставление земельных участков для строительства.
Анализ показывает, что наиболее интенсивно проводилась работа по предоставлению земельных участков для строительства в Печорском, Локнянском, Великолукском, Новоржевском и Палкинском районах (более 6 га на 10 тыс. человек населения).
Еще один показатель, характеризующий эффективность деятельности органов местного самоуправления, - "Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию:
объектов жилищного строительства - в течение 3 лет;
иных объектов капитального строительства - в течение 5 лет" отражает темпы роста капитального строительства. Снижение показателя свидетельствует об эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Превышение трехгодичного срока строительства для объектов жилищного фонда имеет место в Локнянском, Новосокольническом, Пустошкинском, Пыталовском, Себежском, Усвятском районах, в городе Великие Луки.
Пятилетний срок строительства для иных объектов превышен в Локнянском, Палкинском, Пыталовском, Себежском, Усвятском муниципальных районах и в городе Великие Луки.

6. Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс отраслей экономики, обеспечивающих функционирование инженерной инфраструктуры (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и др.) различных зданий в населенных пунктах, создающих удобства и комфортабельность проживания и нахождения в них людей путем предоставления им широкого спектра услуг, включает в себя также объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей.
По состоянию на конец 2014 года на территории области действовало 445 источников теплоснабжения, находящихся на балансе организаций, отпускающих теплоэнергию населению или бюджетофинансируемым организациям (99,3% к числу источников теплоснабжения по состоянию на конец 2013 года). Из общего числа источников теплоснабжения на конец года работающие на твердом топливе - 305 единиц (на конец 2013 года - 304), на жидком топливе - 11 (на конец 2013 года - 19), на газообразном топливе - 120 (на конец 2013 года - 116). Суммарная мощность источников теплоснабжения на конец 2014 года составила 2417,9 Гкал/час (99,5% к суммарной мощности источников теплоснабжения на конец 2013 года).
Производство тепловой энергии за 2014 год всего по области составило 2947271,9 Гкал, что ниже предыдущего года на 3,6%. В 2014 году со стороны было получено тепловой энергии 127986,4 Гкал против 125383,2 Гкал в 2013 году. Отпущено тепловой энергии своим потребителям 2550137,9 Гкал (96,2% к отпуску теплоэнергии в 2013 году).
По состоянию на конец 2014 года на территории области действовало 585 водопроводов и отдельных водопроводных сетей, отпускающих воду населению или бюджетофинансируемым организациям (94,2% к числу водопроводов и отдельных водопроводных сетей по состоянию на конец 2013 года). Установленная производственная мощность водопроводов на конец 2014 года составила 333,6 тыс. куб. м в сутки (87,8% производственной мощности водопроводов на конец 2013 года).
Очистные сооружения в области работают со сверхнормативной нагрузкой, очистку прошло 75,8% поданной в сеть воды (в 2013 году - 75,3%). Отсутствуют очистные сооружения в 15 районах области.
По состоянию на конец 2014 года на территории области число действующих канализаций и отдельных канализационных сетей составило 161 единицу (100,6% к числу канализаций и отдельных канализационных сетей по состоянию на конец 2013 года), осуществляющих централизованный отвод сточных вод от населения и бюджетофинансируемых организаций.
Число канализационных насосных станций на конец 2014 года составило 166 единиц (101,2% к числу канализационных насосных станций по состоянию на конец 2013 года), установочная производственная мощность которых - 1203,3 тыс. куб. м в сутки (103,8% к установочной производственной мощности по состоянию на конец 2013 года). Установленная пропускная способность очистных сооружений на конец 2014 года составила 309,4 тыс. куб. м в сутки (100,4% к 2013 году).
Финансовый результат деятельности организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере, за 2014 год составил - 176,9 млн. рублей (убыток).
В муниципальных образованиях по-прежнему актуальны проблемы, связанные с высоким уровнем износа инфраструктурных сетей жилищно-коммунального комплекса и вследствие этого значительными потерями ресурсов, с низким качеством работы предприятий жилищно-коммунальной отрасли и услуг, предоставляемых ими, со слабым развитием внутриотраслевой конкуренции, системными долгами предприятий жилищно-коммунального комплекса, их функционированием по экономически необоснованным тарифам.
Для повышения качества предоставляемых коммунальных услуг и улучшения общей ситуации в отрасли органам местного самоуправления рекомендуется:
своевременно и качественно выполнять работы по содержанию и ремонту объектов коммунальной инфраструктуры, в соответствии с графиком проводить их подготовку к отопительному сезону;
постоянно проводить работу по контролю за финансовым состоянием предприятий жилищно-коммунального хозяйства, не допускать их банкротства;
создавать условия для развития инициативы собственников жилья, просвещать граждан в вопросах управления своими домами;
формировать конкурентную среду в сферах управления жилищным фондом и его эксплуатации;
продолжать устанавливать экономически обоснованные тарифы для всех групп потребителей.
Большинство муниципальных образований (кроме Бежаницкого, Новосокольнического, Псковского, Пустошкинского районов) активно привлекают в обслуживании многоквартирных домов частные организации, внедряют механизмы государственно-частного партнерства. Так, доля частных организаций, использующих имущество коммунального комплекса на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, в среднем по области составляет 68%.
В большинстве муниципальных районов и в городских округах области проводится работа по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами. Основная проблема - отсутствие денежных средств в местных бюджетах на осуществление государственного кадастрового учета.

Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных
участках, в отношении которых осуществлен государственный
кадастровый учет, %

Рисунок не приводится.

В 7 муниципальных районах области доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, составляет 100%. Низкие показатели в Псковском (3,1%, в 2013 году - 1,7%), Гдовском (5,6%, в 2013 году - 5,1%) районах.

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего
жилищные условия в отчетном году, в общей численности
населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в
жилых помещениях, %

Рисунок не приводится.

Значения по показателю "Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях" обусловлены участием муниципальных образований в соответствующих целевых программах. Одним из основных сдерживающих факторов, препятствующих увеличению количества предоставляемого гражданам нового жилищного фонда, является отсутствие средств в местных бюджетах, утвержденная низкая стоимость 1 кв. м приобретаемой общей площади жилых помещений, которая не соответствует реальной стоимости.

7. Организация муниципального управления

Основная задача муниципальных органов власти - повышение результативности действий и эффективности использования местных ресурсов.
В 2014 году самые высокие значения по показателю "Высокая доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов" были представлены городскими округами "Город Псков", "Город Великие Луки". Самые низкие значения - в Куньинском и Усвятском муниципальных районах.

Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за
исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным
нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов
бюджета муниципального образования (без учета субвенций), %

Рисунок не приводится.

Вместе с тем, доля налоговых и неналоговых доходов бюджетов только в городском округе "Город Псков" превысила 40% от общего объема собственных доходов бюджетов (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) и 30% в городском округе "Город Великие Луки". В остальных муниципальных образованиях сохранилась высокая зависимость бюджетов от межбюджетных трансфертов.
По показателю "Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности (на конец года по полной учетной стоимости)" у Плюсского района и городского округа "Город Великие Луки" представлены значения выше ноля.
Ниже представлены данные по расходам бюджетов муниципальных образований на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования.

Расходы бюджета муниципального образования на содержание
работников органов местного самоуправления в расчете на
одного жителя муниципального образования, руб.

Рисунок не приводится.

В отчетном году среднее значение показателя составило 1180 рублей (106% к уровню 2013 года). Ниже среднего значения показатели в 13 муниципальных образованиях. В целом значения показателей сохраняются на уровне прошлого года. Следует отметить, что более высокие показатели расходования бюджетных средств муниципальных образований на содержание работников органов местного самоуправления приходятся на муниципальные образования с меньшей численностью населения. В муниципальных образованиях с численностью более 10 тысяч человек постоянно проживающего населения расходы на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на 1 жителя составляют менее 1000 рублей.
За 2014 год схемы территориального планирования муниципальных районов области не утверждались.
Общее количество утвержденных схем территориального планирования за 2011 - 2012 годы - 24, что составляет 100%. Генеральные планы городов Псков и Великие Луки утверждены в 2010 году.

8. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

В Псковской области 64 энергоснабжающие организации, поставляющие тепловую энергию потребителям, из них 29 или 40,8% - муниципальные организации. Уровень износа объектов жилищно-коммунального хозяйства составляет свыше 65%, что не позволяет гарантировать высокое качество предоставляемой услуги и приводит к аварийным ситуациям на объектах теплоснабжения.
В 2014 году мероприятия в области энергосбережения реализовывались в рамках Государственной программы Псковской области "Энергоэффективность и энергосбережение на 2014 - 2020 годы".
В 2014 году в рамках мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности и энергосбережения в жилом фонде:
завершены работы по строительству котельных в дер. Цевло Бежаницкого района, в с. Чернево Гдовского района, дер. Вязье Дедовичского района, в г. Пустошке, а также работы по реконструкции тепловых сетей в г. Пустошке;
завершены строительные работы и переведены на природный газ 27 многоквартирных домов в г. Пыталово. Осуществлен пуск газа потребителям;
завершено строительство газовых сетей и осуществлен пуск газа в жилые дома в дер. Ваулино Псковского района;
закончено строительство более 30 км газовых сетей для перевода пос. Кунья на природный газ. Природный газ потребители пос. Кунья получат после завершения строительства ОАО "Газпром" 2 этапа межпоселкового газопровода ГРС Великие Луки - пос. Кунья, которое планируется в 2015 году;
переведены на природный газ 7 многоквартирных жилых домов в дер. Карпово Островского района. Осуществлен пуск газа потребителям;
осуществлялись проектные работы для газификации жилых домов в Великолукском, Куньинском и Невельском районах;
газифицировано 200 домовладений в пос. Бежаницы;
выполнены строительные работы и в декабре 2014 года осуществлен пуск газа потребителям 19 индивидуальных жилых домов по ул. Северной, ул. Газовой, пер. Газовому в г. Острове;
выполнены строительные работы для газификации 194 индивидуальных домовладений в г. Новосокольники, г. Порхове, г. Острове;
выполнены проектные работы по объектам газификации в Дновском, Новосокольническом, Островском, Печорском, Псковском районах и в городе Великие Луки.
В 2014 году в рамках реализации мероприятий по модернизации теплогенерирующих объектов ЖКХ выполнены работы по капитальному ремонту котельной № 11 в г. Себеже, по капитальному ремонту котельной № 4 по ул. Северограничной в пос. Струги Красные, по реконструкции тепловых сетей в г. Себеже, по строительству котельной в пос. Идрица Себежского района, теплотрассы по ул. Новосокольнической в г. Великие Луки.
На сегодняшний день из 26 муниципальных образований области газифицированы 15, включая города Псков и Великие Луки. Всего в населенных пунктах Псковской области по состоянию на 01.01.2015 газифицировано природным газом 159914 домовладений (квартир).
По информации, представленной органами местного самоуправления для включения в государственную информационную систему "Энергоэффективность", по состоянию на 01.01.2015 коллективными (общедомовыми) приборами учета оснащены многоквартирные дома:
холодной воды - 1966 (39% от общей потребности);
горячей воды - 717 (46% от общей потребности);
отопления - 1092 (60% от общей потребности);
электрической энергии - 1956 (22% от общей потребности);
газа - 181 (13% от общей потребности).
Перевод котельных на местные виды топлива позволит снизить долю привозных видов топлива (уголь, мазут) в общем топливно-энергетическом балансе Псковской области.
Выполнение работ по модернизации технологической базы энергетического комплекса, реконструкция производственных мощностей позволило значительно снизить расход топливно-энергетических ресурсов, повысило надежность работы котельных, улучшило качество оказываемых коммунальных услуг.
Перспективными направлениями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются мероприятия, направленные на разработку механизмов стимулирования сокращения потребления энергоресурсов на предприятиях и организациях, финансируемых из бюджета Псковской области, модернизация и реконструкция систем электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения на объектах коммунального комплекса на территории Псковской области.
Ниже в разрезе районов и городских округов представлена информация по потреблению энергетических ресурсов в многоквартирных домах и муниципальными бюджетными учреждениями.

Потребление энергетических ресурсов в многоквартирных
домах и муниципальными бюджетными учреждениями

Наименование показателя
Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах:
Удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями:
электрическая энергия
тепловая энергия
горячая вода
холодная вода
природный газ
электрическая энергия
тепловая энергия
горячая вода
холодная вода
природный газ
Бежаницкий район
760
0,13
0
34,5
81,4
72,3
0,18
0,002
0,62
1,77
Великолукский район
358,14
0,109
5,04
29,1
84,2
60,94
0,15
0,03
0,44
0
Гдовский район
600
0,116
0
56
0
70,1
0,05
0
6
0
Дедовичский район
160,8
0,24
14,1
26,3
93,6
56
0,41
0,27
0,42
1,48
Дновский район
784,2
0,21
24,90
33,20
15,96
47
0,015
0,2
0,5
0
Красногородский район
533,6
0,13
0
46,8
0
35,4
0,13
0
1,32
0
Куньинский район
583,4
0,144
0
21,4
0
32,8
0,144
0
0,47
0
Локнянский район
0
0,162
0
36,2
0
66,3
0,14
0
0,9
0
Невельский район
720
0,13
6,0
34,0
19,9
36,7
0,13
0
0,54
0
Новоржевский район
613,7
0,08
0
16,1
0
69
0,02
0
0,96
0
Новосокольнический район
550
0,17
30,2
52,8
12
43,6
0,015
0,14
0,48
0
Опочецкий район
588
0,18
0
54
0
46,8
0,2
0
1,8
0
Островский район
701,2
0,172
23,8
50,6
166,7
69,8
0,288
0,67
4,87
0
Палкинский район
0
0,145
0
32,58
0
17,2
0,014
0
0,25
0
Печорский район
480
0,224
16,1
26,8
144
67,4
0,21
0,22
1,21
0,13
Плюсский район
100,8
0,23
16,1
30,8
0
116,4
0,21
0,49
3,7
0
Порховский район
509
0,16
14,9
27,2
181,2
105,2
0,17
0
1,6
4,7
Псковский район
449
0,1545
18,1
26,8
0
73
0,18
0,0088
2,9
0
Пустошкинский район
44,4
0,119
0
25,5
0
68,2
0,13
0
0,5
0
Пушкиногорский район
487
0,01
43
36
0
170
0,18
0,3
0,9
0
Пыталовский район
461
0,233
4,82
41,5
0
65
0,129
0
1,1
0
Себежский район
280
0,19
2,2
49,31
0
96
0,15
0
2,7
0
Струго-Красненский район
110
0,19
24,5
33,2
0
41.2
0,16
0,39
1,14
0
Усвятский район
520,4
0,15
0
19,5
0
73
0,15
0
0,91
0
Город Великие Луки
640,83
0,156
21,06
41,53
169,54
45,55
0,18
0,4
1,36
0,044
Город Псков
749,2
0,136
29
35,13
166
39,61
0,22
0.39
0,92
0

II. Итоги социологических опросов населения

Наименование муниципального образования
Средняя оценка удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления (%)
Бежаницкий район
91,70
Великолукский район
27,00
Гдовский район
80,60
Дедовичский район
38,00
Дновский район
33,30
Красногородский район
80,40
Куньинский район
70,00
Локнянский район
60,00
Невельский район
63,60
Новоржевский район
54,50
Новосокольнический район
94,50
Опочецкий район
61,90
Островский район
57,80
Палкинский район
67,00
Печорский район
42,80
Плюсский район
73,00
Порховский район
95,00
Псковский район
62,50
Пустошкинский район
45,00
Пушкиногорский район
83,90
Пыталовский район
75,00
Себежский район
77,00
Струго-Красненский район
75,00
Усвятский район
85,00
Город Великие Луки
76,40
Город Псков
86,70

III. Результаты оценки эффективности деятельности
органов местного самоуправления городских округов
и муниципальных районов

Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления заключается в построении упорядоченных рейтингов муниципальных образований на основе значений комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по следующему перечню показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, утвержденному постановлением Администрации области от 30 мая 2013 г. № 230 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области":
1. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения (процентов).
2. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения (единиц).
3. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя (рублей).
4. Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) (процентов).
5. Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности (на конец года по полной учетной стоимости) (процентов).
6. Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет (процентов).
7. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам (процентов).
8. Общая площадь жилых помещений, введенная в действие за один год в среднем на 1 жителя (кв. метров).
9. Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях (процентов).
10. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет (процентов).
11. Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления (процентов от числа опрошенных).
Муниципальные районы и городские округа оценивались отдельно.
Периодом оценки эффективности является год, предшествующий текущему.
В качестве исходной информации для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления использовались доклады глав местных администраций, а также информация, представленная органами исполнительной власти области в соответствии с постановлением Администрации области от 30 мая 2013 г. № 230 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области".
Комплексная оценка эффективности деятельности органов местного осуществлялась в соответствии Методикой мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".

Комплексная оценка эффективности деятельности органов
местного самоуправления муниципальных районов

Наименование муниципального образования
Комплексная оценка
Усвятский район
0,582
Струго-Красненский район
0,556
Порховский район
0,543
Пустошкинский район
0,537
Локнянский район
0,532
Невельский район
0,521
Бежаницкий район
0,517
Псковский район
0,517
Палкинский район
0,511
Плюсский район
0,508
Новосокольнический район
0,505
Пушкиногорский район
0,491
Опочецкий район
0,488
Себежский район
0,480
Гдовский район
0,477
Красногородский район
0,477
Новоржевский район
0,476
Куньинский район
0,396
Печорский район
0,394
Дедовичский район
0,391
Островский район
0,386
Дновский район
0,355
Великолукский район
0,345
Пыталовский район
0,163

Комплексная оценка эффективности деятельности органов
местного самоуправления городских округов

Наименование муниципального образования
Комплексная оценка
Город Великие Луки
0,456
Город Псков
0,544

В соответствии с указом Губернатора области от 27 сентября 2011 г. № 16-УГ "О порядке выделения грантов городским округам и муниципальным районам Псковской области за достижение наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области" выделение грантов осуществляется в форме дотаций на материальное стимулирование муниципальных образований области, обеспечивших наилучшие показатели по сводной (межотраслевой) оценке эффективности деятельности глав муниципальных районов и городских округов (далее - дотации).
Право на получение дотаций имеют один городской округ и пять муниципальных районов, получивших наивысшие значения комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области в соответствии с Методикой оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области.
В областном бюджете на 2015 год предусмотрено 10 млн. рублей на поощрение городского округа и муниципальных районов, получивших наивысшие значения комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Перечень получателей грантов

Наименование муниципального образования
Размер гранта (тыс. рублей)
Город Псков
2500
Усвятский район
2500
Струго-Красненский район
2000
Порховский район
1500
Пустошкинский район
1000
Локнянский район
500


------------------------------------------------------------------